Начало работы. Visual Studio
Чтобы облегчить написание, а также тестирование и отладку программного кода обычно используют специальные среды разработки, в частности, Visual Studio.
Для создания приложений на C# будем использовать бесплатную и полнофункциональную среду разработки - Visual Studio Community 2019, которую можно загрузить по следующему адресу: Microsoft Visual Studio 2019. Также можно использовать Visual Studio 2017.
После загрузки запустим программу установщика. В открывшемся окне нам будет предложено выбрать те компоненты, которые мы хотим установить вместе Visual Studio. Стоит отметить, что Visual Studio - очень функциональная среда разработки и позволяет разрабатывать приложения с помощью множества языков и платформ. В нашем случае нам будет интересовать прежде всего C# и .NET Core. Поэтому в наборе рабочих нагрузок можно выбрать только пункт Кроссплатформенная разработка .NET Core. Можно выбрать и больше опций или вообще все опции, однако стоит учитывать свободный размер на жестком диске - ем больше опций будет выбрано, соответственно тем больше места на диске будет занято.
И при инсталляции Visual Studio на ваш компьютер будут установлены все необходимые инструменты для разработки программ, в том числе фреймворк .NET Core.
После завершения установки создадим первую программу. Она будет простенькой. Вначале откроем Visual Studio. На стартовом экране выберем Create a new project (Создать новый проект)
На следующем окне в качестве типа проекта выберем Console App (.NET Core), то есть мы будем создавать консольное приложение на языке C#
Далее в поле Project Name дадим проекту какое-либо название. В моем случае это HelloApp. А также укажем папку, где будет располагаться проект. И нажмем Create (Создать).
Здесь в центре мы выберем пункт Console App (.NET Framework),
После этого Visual Studio создаст и откроет нам проект:
В большом поле в центре, которое по сути представляет текстовый редактор, находится сгенерированный по умолчанию код C#. Впоследствии мы изменим его на свой.
Справа находится окно Solution Explorer, в котором можно увидеть структуру нашего проекта. В данном случае у нас сгенерированная по умолчанию структура: узел Properties или Свойств (он хранит файлы свойств приложения и пока нам не нужен); узел Dependencies - это узел содержит сборки dll, которые добавлены в проект по умолчанию. Эти сборки как раз содержат классы библиотеки .NET, которые будет использовать C#. Однако не всегда все сборки нужны. Ненужные потом можно удалить, в то же время если понадобится добавить какую-нибудь нужную библиотеку, то именно в этот узел она будет добавляться.
Далее идет непосредственно сам файл кода программы Program.cs. Как раз этот файл и открыт в центральном окне. Вначале разберем, что весь этот код представляет:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
| using System; // подключаемое пространство имен namespace HelloApp // объявление нового пространства имен { class Program // объявление нового класса { static void Main( string [] args) // объявление нового метода { Console.WriteLine( "Hello World!" ); // действия метода } // конец объявления нового метода } // конец объявления нового класса } // конец объявления нового пространства имен |
using System;
подключается пространство имен System, которое содержит фундаментальные и базовые классы платформы .NET.И так как C# имеет Си-подобный синтаксис, каждая строка завершается точкой с запятой, а каждый блок кода помещается в фигурные скобки.
Далее начинается уже собственно наше пространство имен, которое будет создавать отдельную сборку или исполняемую программу: сначала идет ключевое слово namespace, после которого название пространства имен. По умолчанию Visual Studio дает ему название проекта. Далее внутри фигурных скобок идет блок пространства имен.
Пространство имен может включать другие пространства или классы. В данном случае у нас по умолчанию сгенерирован один класс - Program. Классы объявляются похожим способом - сначала идет ключевое слово class, а потом название класса, и далее блок самого класса в фигурных скобках.
Класс может содержать различные переменные, методы, свойства, прочие инструкции. В данном случае у нас объявлен один метод Main. В программе на C# метод Main является входной точкой программы, с него начинается все управление. Он обязательно должен присутствовать в программе.
Слово
static
указывает, что метод Main - статический, а слово void
- что он не возвращает никакого значения. Позже
мы подробнее разберем, что все это значит.Далее в скобках у нас идут параметры метода -
string[] args
- это массив args, который хранит значения типа string
, то
есть строки. В данном случае они нам пока не нужны, но в реальной программе это те параметры, которые передаются при запуске программы из консоли.Внутри метода располагаются действия, которые этот метод выполняет. По умолчанию он содержит одно действие:
Console.WriteLine("Hello World!");
- оно выводит на консоль строку "Hello World!".Теперь мы можем запустить на выполнение с помощью клавиши F5 или с панели инструментов, нажав на зеленую стрелку. И если вы все сделали правильно, то при запуске приложения мы сможем ввести свое имя, и затем оно будет выведено на консоль.
Теперь изменим весь этот код на следующий:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
| using System; namespace HelloApp { class Program { static void Main( string [] args) { Console.Write( "Введите свое имя: " ); string name = Console.ReadLine(); // вводим имя Console.WriteLine($ "Привет {name}" ); // выводим имя на консоль Console.ReadKey(); } } } |
1
| Console.Write( "Введите свое имя: " ); |
System.Console.WriteLine("Введите свое имя:")
.На второй строке определяется строковая переменная name, в которую пользователь вводит информацию с консоли:
1
| string name = Console.ReadLine(); |
Затем введенное имя выводится на консоль:
1
| Console.WriteLine($ "Привет {name}" ); |
{name}
будет заменяться на значение переменной name - введенное имя.Однако чтобы можно было вводить таким образом значения переменных внутрь строки, перед строкой указывается знак доллара $.
Теперь протестируем проект, запустив его на выполнение, также нажав на F5 или зеленую стрелочку.
Итак, мы создали первое приложение. Вы его можете найти на жестком диске в папке проекта в каталоге bin/Debug. Оно будет называться по имени проекта и иметь расширение exe (для более ранних версий .NET Core это файл с расширением dll). И затем этот файл можно будет запускать без Visual Studio, а также переносить его на другие компьютеры, где есть .NET Core.